Итоговое сочинение (изложение)

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Итоговое сочинение (изложение) проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Дополнительные сроки – в первую среду февраля и вторую среду апреля.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI (XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны - в образовательные организации по выбору экстерна. Заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Выпускники прошлых лет вправе писать итоговое сочинение по желанию. Они для участия в итоговом сочинении подают заявления не позднее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные минобразования Ростовской области.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях.

Результатом итогового сочинения (изложения) является "зачет" или "незачет". Оценка «зачет» по итоговому сочинению (изложению) является одним из обязательных условий допуска выпускников средней школы к государственной итоговой аттестации.

Комплекты тем итогового сочинения (тексты для итогового изложения) доставляются Рособрнадзором в ОИВ, учредителям, в загранучреждения в день проведения итогового сочинения (изложения).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:

- ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);

- документ, удостоверяющий личность;

- орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный по месту проведения итогового сочинения (изложения);

- черновики, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);

- лекарства и питание (при необходимости);

- специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов) (при необходимости).

В день проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Обработка бланков итогового сочинения (изложения) завершается не позднее чем через пять календарных дней после завершения проверки итогового сочинения (изложения).

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (в первую среду февраля и вторую среду апреля):

- обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");

- обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;

- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

-участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.10.2024 №976 "Об утверждении порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях на территории Ростовской области".

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году

Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов.

О местах и сроках регистрации для участия в написании итогового сочинения

О местах проведения сочинения для выпускников прошлых лет

О датах проведения итогового сочинения.

Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года.

Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника прошлых лет.

Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

О порядке информирования о результатах итогового сочинения(изложения).

Срок действия итогового сочинения.

                                                    

Информация

об ответственных лицах за подготовку к проведению ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования в 2025 году

Наименование ОО

 

 

ФИО ответственного лица за проведение ГИА - 9, должность,  номер телефона

ФИО ответственного лица за проведение ГИА - 11, должность,  номер телефона

МБОУ «Колундаевская СОШ»

Благородова Людмила Александровна, зам.директора по УВР,

тел.:88635374243

Благородова Людмила Александровна, зам.директора по УВР,

тел.:88635374243

 

Что такое итоговое сочинение

           Это экзамен, главная цель которого — проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать свое мнение, привлекая литературные источники, причем необязательно из школьной программы.

Также                 оно                служит                 допуском к государственной                       итоговой аттестации для выпускников  одиннадцатых  классов,  в том  числе  к ЕГЭ. Для успешной сдачи нужно набрать минимум три балла из пяти — о критериях оценки расскажу ниже. Если выпускник не сдаст сочинение с первого раза, есть еще две попытки: в первую среду февраля и вторую среду апреля. Даты проведения итогового сочинения в 2024–2025 учебном году:

Основной день — 4 декабря 2024 года.

Резервные дни: 5 февраля 2025 года и 9 апреля 2025 года.

Если провалить их все, ЕГЭ выпускник сдавать не будет, следующий шанс появится только через год. Вместо аттестата школьник получит справку.

Как проходит итоговое сочинение

На текст из нескольких сотен слов выпускникам дают 3 часа 55 минут.

Для сравнения: ЕГЭ по русскому с десятком разных заданий школьники пишут 3 часа 30 минут, так что времени для одной письменной работы достаточно.

В день экзамена ученики получают билет с шестью темами. Формулировки звучат примерно  так: «Почему  достижения  прогресса,  дающие  человеку  удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?» или «Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?» Выпускник выбирает одну тему и пишет по ней рассуждение. Результаты школьникам скажут в течение 12 дней

Тематика делится на три больших блока, они всегда одинаковые — в рамках этих пунктов организаторы и придумывают темы. Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ

 

Структура итогового сочинения

Как и любое            другое          похожее           рассуждение, оно             состоит          из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление — это вводная часть сочинения. Обычно она состоит из трех элементов

         вопроса темы. Можно переписать тему, если она сформулирована в виде вопроса, или задать какой-то вопрос к утвердительной теме. Например, раскрытие вопроса «В чем причины вражды между людьми?» один из школьников начал так:

«Давайте рассмотрим, что такое вражда».

Толкования ключевого понятия. Например, если вопрос посвящен прогрессу, нелишним будет охарактеризовать понятие «прогресс», например дать определение с основными характеристиками. Это толкование служит мостиком к главной части вступления — тезису.

Тезиса — главной мысли автора, четкого ответа на вопрос. Можно начать тезис с клише «Я считаю, что…» Так проверяющим будет легче засчитать его. Пример возможного тезиса о роли прогресса: «Я считаю, что достижения научно- технического  прогресса  могут  быть  опасны  для человечества  в случае их бездумного и антигуманного использования».

Основная часть включает в себя собственные размышления выпускника, их аргументацию с помощью литературы. Структура основной части выглядит так:

Связка — клише, которое соединяет вступление и основную часть, например

«Обратимся к рассказу „Улыбка“ Р. Брэдбери».

Описание эпизода, характера героя — в сущности, небольшой пересказ.

Микровывод — анализ эпизода, в котором должен быть ответ на вопрос «Как этот пример доказывает тезис?» Недостаточно просто упомянуть произведение, необходимо  описать  конкретный  эпизод,  проанализировать  поведение  героя и объяснить, как пример соотносится с тезисом.

Для получения зачета достаточно опоры на один литературный источник, но учителя обычно советуют приводить два аргумента, чтобы перестраховаться: если вам не зачтут один пример, в запасе будет другой. Но если ученик написал два примера, а количество слов все равно меньше 250, он может привести в качестве еще одного фильм или ситуацию из жизни, чтобы набрать недостающие слова.

В качестве литературного источника подойдут:

Художественная   литература —   русская   и зарубежная,   классическая и современная.

Публицистика.

Мемуарная           литература:           письма,          дневники,          мемуары,          биографии, автобиографии, исповеди.

Научно-популярная литература.

Малые жанры вроде пословиц и поговорок, а также ссылки на мангу, комиксы, графические романы не засчитают как аргумент.

Заключение —          обобщение         сказанного.         Оно      может       включать        в себя переосмысление или подтверждение тезиса, сформулированного во вступлении.

В методических           рекомендациях           ФИПИ есть         образцы,         на них        можно ориентироваться в подготовке.

 

Требования к итоговому сочинению

Прежде всего необходимо ознакомиться с требованиями и критериями на сайте ФИПИ. Чтобы                                  работу       выпускника        проверили,        необходимо        выполнить        два

 

формальных требования: пройти по объему и показать самостоятельность написания.

Объем. Минимально допустимое количество слов — 250. Максимальный порог не установили, но составители и многие учителя рекомендуют писать 350: этого хватает для раскрытия нравственно-этической проблемы.

В подсчете слов есть хитрости, иногда они помогают добрать нужное количество. Например, «А. С. Пушкин», фамилия и инициалы, — это одно слово, а «Александр Сергеевич Пушкин» — уже три. Служебные части речи — предлоги, союзы, частицы — тоже учитываются: «все же» — два слова.

Самостоятельность написания. Списывать во время экзамена нельзя. Кроме того, нельзя пользоваться заученными аргументами из интернета. Если работу заподозрят или уличат в плагиате, ученик рискует автоматом получить незачет. Придется пересдавать, апелляций нет.

 

Критерии оценивания итогового сочинения

Работы оценивают по пяти критериям — за каждый ставят плюс или минус, среднего нет. Для зачета достаточно набрать три балла из пяти. Причем два балла обязательно должны быть по первым двум критериям  .

Соответствие теме. Ученик получает плюс по этому критерию, если в его тексте:

  1. Прослеживается конкретная цель высказывания.

  2. Есть тезис — ответ на вопрос по выбранной теме.

  3. Литературный аргумент соответствует теме и тезису.

Аргументация. Ученик  получает  балл,  если  сочинение  написано  с опорой на литературный источник, без грубых искажений материала. Например, если выпускник ошибся в фамилии автора, в названии произведения, но рассуждение позволяет четко идентифицировать источник, пример засчитают.

Композиция  и логика  рассуждения. Если  нет  тезиса  и аргументов,  плюс не получить. То же — если текст не разбит на абзацы, полон логических нарушений, которые мешают воспринимать информацию.

Качество письменной речи. Балл зачтут, если нет речевых ошибок или они не затрудняют восприятие текста. Этот критерий мне кажется самым мягким, потому что сформулирован необъективно: не указано допустимое количество речевых ошибок. В сущности, он остается на усмотрение проверяющих, однако обычно учителя идут навстречу экзаменуемому и стараются не снижать балл за качество речи.

Грамотность. Незачет ставят, если на 100 слов приходится более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Например, если ученик напишет сочинение на 300 слов, он может допустить 15 ошибок и не потерять балл.